Действительно, зачем открывать исторические сочинения, написанные в затянутые дымкой забвения столетия, если вся жизненная мудрость, казалось бы, уже воплощена в современных творениях цивилизации - смартфонах, компьютерах, летающих и ездящих дронах, "умных" часах и прочих творениях технического гения?
Они знают ответы на все вопросы, и одно наблюдение за их работой уносит воображение вовсе не в прошлое, а в будущее, обещающее быть еще более автоматизированным и потому беззаботным. А ведь на подходе еще и такие новинки, как Интернет вещей и беспилотные электромобили, одно упоминание о которых вызывает в памяти сцены из фантастических фильмов.
Увы, как показывает опыт человеческого общества, технический прорыв, совершенный на основе бурного развития естественных и прикладных наук, вовсе не обязательно влечет за собой и такой же по силе рывок гуманитарный. Напротив, - увлечение новомодными игрушками, без которых можно вполне обойтись, отодвигает личностное развитие далеко на задний план, а часто и вовсе отменяет его.
Не случайно сегодня простого обывателя принято называть "рядовым потребителем", словно вся его жизнедеятельность состоит только из потребления и зарабатывания денег на новые покупки. Это говорит о стирании индивидуальности, духовности, лиричности и прочих качеств, в совокупности образующих то, что принято называть человечностью.
Однако стоит открыть мемуары и бытописания, повествующие о событиях XVIII-XIX веков, как с их страниц бурной рекой польются эта самая человечность, борьба за возвышенные идеалы свободы и равноправия, а также честь, совесть, убеждения и принципы. Более того, - исторические книги познакомят читателя с яркими и сильными личностями, - политическими деятелями, военачальниками, просветителями, поэтами и учеными.
Даже короткого описания их полных страстей и достижений биографий окажется достаточно, чтобы понять, как сузились и упростились с тех пор цели, стремления, мечты, желания. Вот почему "рядовому потребителю" нужно хотя бы иногда вырываться из круговорота примитивных потребностей и читать исторические романы, воспоминания об ушедших эпохах, полемические статьи видных литераторов прошлого, сочинения просветителей, философов и публицистов, живших и работавших несколько столетий тому назад.
Хотя этот давно написанный сборник ненавязчиво повествует о реальных политиках и ученых далекого прошлого, читать его намного интересней, чем современные разрекламированные романы, открыто претендующие на популярность, но порой пустые и неинтересные.
Как и подобает настоящему мыслителю, с трудом успевающему за полетом своего воображения и потому частенько отступающему от темы очередного жизнеописания, Ключевский в одной из глав пускается в размышления о том, что политический порядок, в одной стране обеспечивающий общественное согласие и благоденствие, бездумно перенесенный на другую почву, может натворить бед, уничтожив там привычный многовековой уклад.
Трудно не согласиться с этим выводом, наблюдая за тем, как из раза в раз повторяющиеся попытки западных политиков осчастливить весь прочий мир перенесением туда президентско-парламентской системы правления натыкаются если не на отчаянное сопротивление, то порой на откровенное непонимание того, как вообще можно сохранить государство, разделив в нем властные полномочия между несколькими правящими ветвями. Порой эта навязчивая политическая добродетель доводит ситуацию до абсурда, о чем прямо говорят сами западные активисты, вызвавшиеся "помочь" другим народам "стать равноправней и счастливей".
Например, вспоминается рассказ участника политической миссии, заброшенной проводить выборы в каком-то племени, нисколько не приобщившемся к цивилизации в привычном смысле этого слова. Севший во владениях туземцев вертолет тут же был окружен потрясенными этим зрелищем местными жителями.
"И вот мы, не обращая внимания на дикие и восторженные возгласы туземцев, выносим из вертолета агитационные листовки и начинаем рассказывать о преимуществах какого-то кандидата", - описывает дальнейшие действия залетных демократизаторов упомянутый активист.
Пожалуй, его честный отчет о проделанной им бессмысленной агитационной работе как нельзя лучше показывает, что нет никакой необходимости насаждать свою успешную и устоявшуюся общественно-политическую систему везде и всюду включая живущие по древнейшим обычаям племена, традиционно управляемые вождями.
По иронии судьбы, "остальной мир" спустя время ответил западу тем же, о чем совершенно неожиданно, но с исторической точки зрения абсолютно логично поведали новостные передачи. Некие грубые молодчики вдруг стали требовать от гулявшей по Лондону молодежи соблюдать законы шариата, что в данном случае сводилось к запрету носить короткие юбки и распивать на улице спиртные напитки.
Далее в новостях было сказано, что вызванные прохожими стражи порядка не смогли задержать "политически активных" исламских мигрантов. Тем не менее, они успели напомнить западу, что все в этом мире взаимно, и потому ему стоит задуматься над тем, действительно ли нужно осчастливить демократизацией очередную "отсталую и угнетенную диктатурой" страну.
Не так давно в этом плане было немало и сделано, поэтому люди, заставшие 1980-е годы, отлично помнят горбачевскую кампанию по борьбе с зеленым змием. Сегодня идеологов той беспощадной войны с массовым алкоголизмом принято резко критиковать и даже ругать за некоторые так называемые перегибы, излишнюю репрессивность и прочие "античеловечные" меры. Увы, именно эта риторика и таит под своей личиной человеколюбия и всепрощения ту самую опасность, которая и способствует как возрождению пьянства, так и его новому распространению.
Эта опасность заключается в попустительстве алкоголизму, закрывании на него глаз, взгляде на него сквозь пальцы. Даже удивительно, как много ярких образов, описывающих такое на самом деле преступное пренебрежительное отношение к тем или иным разрушительным социальным явлениям, можно найти в русском языке. Это говорит о том, что народное сознание активно обдумывало начальственную преступную халатность и результаты этого осмысления обобщало в виде крылатых выражений.
Сегодня, по прошествии трех десятков лет с начала горбачевской антиалкогольной кампании, за время которых пьянство успело вернуться в массовый быт и снова в нем укрепилось, трудно согласиться с теми, кто считает, что Горбачев сотоварищи хоть в чем-то перегнули палку. Время легко, словно опустошенный стакан, опровергло тезисы о том, что нельзя было вырубать виноградники, ограничивать продажу спиртного двумя часами в день, выжигать это зло каленым железом, и что бороться с ним нужно было "как-то постепенно".
Вино и водку сегодня можно купить во многих магазинах, причем не только за двухчасовой промежуток времени, и со стендов наглядной агитации около участковых отделений правоохранительных органов исчезли карикатурные изображения местных дебоширов с пояснениями о том, что они, "дойдя до кондиции", постоянно избивают членов семьи.
В итоге снова выпущенный на свободу зеленый змий разгулялся не на шутку и без какого бы то ни было человеколюбия оставляет на своем пути не только разрушенные жизни и семьи, но и, что особенно ужасно, сожженные пьяными жителями дома, искалеченных в пьяных драках людей, раздавленных пьяными водителями пешеходов.
При виде всех этих губительных, ужасных и часто смертельных последствий заигрывания с алкоголизмом и закрывания на него глаз невольно вспоминается вторая половина 1980-х, когда с улиц мигом исчезли заснувшие там "хлебнувшие лишнего" прохожие, в семейном быту насаждалась трезвость, и общество с облегчением вздохнуло, увидев, что жизнь стала безопасней, спокойней, лучше.