Введение системы "Платон" вызывало недовольство у российских водителей большегрузных автомобилей чуть ли не с самого первого дня ее действия. Однако такого размаха, как сегодня, их протесты еще не достигали. Поистине эпическая стачка, следить за которой можно во всех подробностях по видеохронике на канале Ю-Туб, с 27-го марта проходит в самых разных областях, и по местам ее проведения можно даже изучать географию страны. При этом водители не только совершают автопробеги и ставят машины вдоль шоссе, но и много говорят о своих проблемах, обрушивают критику на администрацию, выступают с политическими требованиями.
По их словам, работать, внося платежи, вмененные в соответствии с печально известным "Платоном", будет просто невыгодно, и потому нет никакого смысла выезжать в рейс, практически вся выручка от которого уйдет на оплату нового сбора. Особенно сильно дальнобойщиков возмущает тот факт, что эти разоряющие их платежи направляются вовсе не в бюджет государства, а некоей коммерческой структуре, что, вероятно, даст возможность тратить собранные деньги так, как решит руководство этой организации, а не на текущие государственные нужды, - в том числе не на восстановление российских дорог, о плохом состоянии которых сегодня можно часто услышать.
Отдельные лидеры проходящей сегодня забастовки активно участвовали в состоявшемся в прошлом году тракторном марше фермеров, которые хотели, доехав до Москвы на своей сельскохозяйственной технике, поделиться с государственными властями проблемами, порожденными несправедливым переделом земельных угодий. Можно сказать, что этот остановленный властями тракторный марш стал генеральной репетицией нынешней стачки, так как позволил недовольным сложившейся ситуацией представителям малого бизнеса избавиться от некоторых психологических барьеров, долгое время сдерживавших развитие и распространение движения рабочих и крестьян. Несмотря на то, что тракторный марш кубанских фермеров так и не достиг своей конечной цели, он разбудил долго спавшего в пещере официальной пропаганды дракона экономических протестов.
В итоге стачка дальнобойщиков, начавшаяся на следующий день после прокатившихся по всей стране антикоррупционных митингов, оказалась, в отличие от ряда более ранних подобных акций, массовой и всероссийской. Она охватила шестьдесят регионов и уже повлияла на снабжение торговой сети продуктами, вызвав кое-где рост цен. Вряд ли в ближайшее время поставка товаров возобновится, так как дальнобойщики явно не собираются возвращаться к невыгодной для них деятельности, а власти, со своей стороны, не проявляют готовности отменить систему "Платон". Более того, - судя по упрямству лидеров и решительному настрою участников стачки, цены на продукты могут вырасти еще больше, так как вряд ли в ближайшее время бастующие водители снова займутся перевозками.
Эти события происходят на фоне дальнейшего углубления экономического кризиса, начавшегося в России в 2013 году из-за отсталости ее производственных отраслей или даже их фактического отсутствия. В том же Ю-Тубе несложно найти репортажи о бедственном положении жителей глубинки, которые теряют работу, долго не могут получить зарплату, вынуждены экономить на жизненно важных покупках.
Как легко было предположить исходя из всей предыдущей истории промышленного развития, период высоких цен на нефть остался позади. Сегодня на арену мировой экономики вышли новые передовые технологии нефтедобычи, и все выше поднимают голову альтернативные источники энергии.
Уже нет сомнений в том, что сланцевая нефть, солнечные и ветровые электростанции прочно закрепятся на энергетическом рынке и будут стремительно расширять свое там присутствие. В конечном итоге традиционно добываемая нефть станет лишь одним из энергоносителей, широко применяемых в производстве, на транспорте и в быту, - причем вовсе не самым дешевым. Именно это может поставить точку в нефтяной эпохе, которая, как в свое время угольная, видимо, подходит к концу.
В прошлое ушли паровые машины, в прошлое уходят и бензиновые двигатели. Транспорт все охотней переходит на электрическую тягу, и не исключено, что его примеру последуют другие отрасли. По некоторым оценкам, стоимость поездки на электромобиле в двадцать раз ниже стоимости поездки на машине с двигателем внутреннего сгорания. Это более, чем весомый аргумент в пользу всеобщего быстрого перехода на электромобили, распространение которых к тому же получило поддержку со стороны властей многих стран.
Сильно зависящая от сырьевого экспорта Россия в итоге будет просто вынуждена воскресить из небытия свою производственную сферу. Ее ждут непростая конкуренция с дешевыми китайскими товарами, не самые широкие возможности на внешнем рынке и низкая платежеспособность внутреннего. Таковы итоги разрушения во многом самодостаточной советской экономики, которая, хотя и не выпускала целый ряд необходимых товаров, - в частности, народного потребления, - все-таки позволяла стране быть в общем и целом независимой от импортных поставок и технологий.