Легендарные цветные вкладыши, таившиеся за обертками не менее легендарных жвачек Donald, разрушали Советский Союз, пожалуй, ничуть не меньше, чем прорывавшиеся в него иностранные автомобили, номера глянцевых журналов, песни группы Modern Talking, джинсы, кассетные магнитофоны и первые персональные компьютеры.
И если атрибуты красивой жизни, которая, как становилось тогда понятно, вопреки догмам марксизма-ленинизма и борьбы с вещизмом не только не портила окружающую действительность и общественную мораль, но и благоприятно влияла на быт и настроение широких масс населения, действовали в основном на психику взрослых, которых компартия постоянно обещала осчастливить наступлением светлого коммунистического будущего, то яркие красочные вкладыши с героями американских мультиков разрушали веру в непреложную ценность социалистического строя уже в умах детей.
В связи с этим очень символичен тот факт, что придумавший в 1920-30-х годах селезня Дональда Дака Уолт Дисней был убежденным антикоммунистом, долго работал агентом ФБР и после войны всеми силами помогал специальной комиссии, искавшей идеологических врагов Америки, выявлять в Голливуде как можно больше скрытых коммунистов.
Символично и то, как попадали эти жвачки с вкладышами в руки школьников - нужно было отправиться на центральный рынок, подойти к стоявшим в определенном месте цыганкам и купить у них за 10 рублей прозрачную целлофановую упаковку с десятью заветными сладкими пластинками. Таким образом, чуждый во всех смыслах советской культуре товар попадал на советскую территорию через неофициальные каналы, продавался из-под полы и создавал детское идеологическое подполье, где юное сознание укрывалось от давившей на него пропагандистской красно-кумачовой жути. Как ни странно, вся эта агитационная октябрятско-пионерская бурда, накачивавшаяся откуда-то сверху и являвшаяся детской версией государственной идеологии, безнадежно проиграла битву беззвучным цветным вкладышам, которые ко всему прочему были наполнены сюжетами из совершенно незнакомых той детворе мультиков.
Эти порой совсем не смешные и не остроумные комиксы не призывали с кем-то бороться, не требовали присягнуть на верность коммунистической идее, дать кому-то торжественное обещание, принести себя в жертву коллективу и осуществить прочие свойственные советской пыточной машине ритуальные действия. Они просто изображали приключения диснеевских персонажей, однако воспринимались далеко не как только веселые картинки. Сам факт их существования, их глянцевой гладкой реальности, заполненной напечатанными на высоком типографском уровне героями, красноречиво и убедительно говорил о том, что где-то там есть другой мир, не покрытый мраком насквозь лживой пропаганды и полный как других символов, так и других ценностей - более естественных и человечных.
Сегодня, когда героев тех комиксов можно наконец-то увидеть в действии на Ю-Тубе, запустив диснеевский мультик, сохранившиеся с давних пор вкладыши ничуть не потеряли свою культурную ценность и даже приобрели историческую. Ограниченные тремя-четырьмя эпизодами, не сопровождаемые звуком и оживляемые одним лишь воображением, они тем не менее продолжают передавать те самые скрытые между картинок смыслы, которые так явно ощущались в мрачное советское время. Пожалуй, эти вкладыши теперь напоминают, что даже маленькие тонкие листки бумаги могут прожечь сквозные отверстия в железном занавесе и без единого слова и звука передать информацию о том, что окружающий мир не ограничен партийными лозунгами, двумя телеканалами, программой "Время", коммуномаразмом, пионерскими маршировками, сбором макулатуры, комсомольскими собраниями и повышенными обязательствами.
Помнится, как-то раз в середине 2000-х годов в местной газете объявлений внимание привлекли строки, в которых говорилось о желании скупить вкладыши от Дональдов, а также жвачек Турбо и некоторых прочих импортных культурно-пищевых памятников советской эпохи. Позвонив по указанному номеру, получил приглашение приехать в местный Дом юношеского творчества, который, как легко догадаться, в советское время назывался Дворцом пионеров. И, надо признать, он действительно был Дворцом - роскошное фойе с птицами в огромном вольере, широкие коридоры, уйма комнат для секций, несколько крыльев и этажей, огромный телескоп на крыше однозначно говорили, что о досуге и профессиональном воспитании молодежи коммунисты заботились по-настоящему.
На входе ждал юноша, оказавшийся руководителем радиокружка, мы поднялись к нему на второй этаж, и при виде принесенной коллекции он ахнул от восторга. Бережно собиравшиеся в свое время в маленький альбом для марок вкладыши, пролежавшие там без движения лет двадцать, сохранились так, словно только что были извлечены из купленной у цыганки жвачки. Юноша тут же сел за компьютер и сообщил через Интернет, что появились вкладыши в состоянии "идеал идеалов". Судя по всему, реакция собеседника не заставила себя ждать, потому что парень выразил желание купить все до единого вкладыши, но при этом уточнил, что сверхбольших денег за них не даст.
Он объяснил, что, оказывается, эти комиксы уже давно стали на пространстве бывшего Союза культовыми объектами для тех, кто ностальгирует по пионерскому детству, прошедшему в 1980-х. При всем этом число хорошо сохранившихся вкладышей не так и велико, - он показал на компьютере фотографии выложенных на продажу картинок, которые были явно не "идеалом идеалов". По всей видимости, скомканные и выброшенные, а потом подобранные и разглаженные, порой довольно сильно порванные, они тем не менее предлагались за немалые деньги. Парень рассказал, что в Москве цены за эти вкладыши устремились вертикально вверх, и, как объяснил ему собеседник на том конце Сети, порой приходится ехать через весь город, чтобы по прибытии увидеть полуизорванный вкладыш, за который просят пятьдесят долларов.
Молодой руководитель радиокружка сразу предупредил, что таких денег за вкладыши не заплатит. Было решено продать ему все по очень доступной цене, однако при этом на память оставил себе из той коллекции полтора десятка Дональдов. Юноша с пониманием отнесся к этому решению, сделка состоялась, и он был явно ею доволен. Неизвестно, почем он перепродал вкладыши московскому покупателю, но уж тот-то, думаю, свою прибыль не упустил и выложил их на тот же форум по цене в те же пятьдесят долларов, которые вызывали у него столько горечи. Сегодня некоторые Дональды стоят уже по 200 долларов, и, скорее всего, это далеко не последняя их цена.
Выпуск той легендарной жвачки прекратился примерно в начале 1990-х, и потому нет никаких оснований считать, что сохранившиеся с тех пор вкладыши не будут дорожать и дальше. Судя по скорости, с которой растет их цена, реальностью станет и тысяча долларов за экземпляр. Похоже, что струны, затронутые безмолвными и неподвижными диснеевскими героями, играющими статичную пантомиму, были действительно нежными и чуткими. И за возможность вновь услышать мелодию, которую они извлекали в детских сердцах в то ужасное время, можно отдать любые деньги.